Mаска-грим
(в стадии разработки)
|
||||||||
 
   Автобиография        Дневник будущего
 
   Прогноз событий в ИСС        Теории сновидений
       Моя теория времени
 
   Проект "ПРОРОКИ"        Эксперимент
       Прозрачные судьбы
       Провидцы
 
   Лицо в психотерапии        Автопортрет графический
       Автопортрет скульптурный
       Портрет скульптурный
       Mаска-грим
 
   Гений и безумие        Теория личности
       Теория пси. расстройств
 
   Образ президента 2008        Образы президентов
       Образы лидеров
 
   Деньги  
   Ссылки  
   Контакты |
||||||||
Можно усилить женственность или мужественность в
человеке, изменив его судьбу?  
   Есть три пола: Он, Она и Оно.    Мужественность и женственность присутствуют у каждого человека в разных пропорциях. И эти пропорции, оказывается, можно регулировать. Их можно усилить даже у такого человека, которого называют «Оно».    Мы поговорим, как это можно сделать с помощью грима. В маскотерапии давно применяется  грим, вызывающий психотерапевтический эффект.     Несколько лет тому назад я начал замечать, что после определенных масок, женщины стали более успешно решать проблемы отношений с мужчинами, т. е. они, видимо, становились более женственными, начинали более нравится мужчинам, и в некоторых случаев сразу же выходили замуж.    В каждом человеке есть доля женственности и мужественности. В свое время К.-Г. Юнг назвал эти архетипы Анимой  и Анимусом. Но архетип, как часть нашей души, нельзя уподобить части тела. Он и есть,  и, одновременно, его может и не быть. Чтобы архетип присутствовал в нашей душе более весомо, и оказывал значительное влияние на наше поведение и тело, необходимо с ним устанавливать отношения, взаимодействовать с ним. Маски некоторого типа, созданный с помощью грима, способствуют установлению отношений с архетипом, усиливают его присутствие в нашей душе и сознании, тем самым значительно увеличивая его влияние на наше поведение и на наше тело.       Принято думать, что у женщины должна доминировать женственность (Анима), а  у мужчины - мужественность (Анимус). Когда дела обстоят именно так, то вопросы снимаются, и психотерапевту делать иногда здесь нечего.    Но в последнее время, особенно в странах с европейской цивилизацией, все больше возникает проблем именно с тем, что у женщины начинает преобладать Анимус, то есть мужественность, а у мужчин - Анима, то есть женственность. Это начинает сказываться даже во внешнем виде, но не всегда. Иногда только специальное наблюдение или психодиагностика позволяет сделать вывод, что у человека доминирует противоположный его полу стиль поведения.    Бывает часто и так, что оба архетипа и Анима, и Анимус слабо выражены в человеке, что приводит к отсутствию ярко выраженной принадлежности к какому-либо полу. Распространившаяся «унисексуальность» во внешнем виде, в одежде, в поведении и в стиле отношений приводит к нивелированию сексуального поведения, к снижению рождаемости, к вырождению народов.    Вот как в психодиагностической методике MMPI пятая шкала определяет мужественность-женственность: § женский стиль поведения характеризуется следующим: чувствительность
к оттенкам эмоций и отношений, мягкость, сентиментальность, склонность к рефлексии и анализу поведения, торможение агрессивных импульсов, миролюбие, богатое воображение, мечтательность, любопытство, артистические наклонности, эстетические интересы, склонность подчиняться и стремление к защищенности. § мужской стиль поведения: стремление к доминированию и
соперничеству, демонстрация силы и выносливости, агрессивность, грубость, уверенность в себе, решительность,  предприимчивость, непринужденность, низкая чувствительность, недостаточное внимание к эстетическим тонкостям и оттенкам человеческих отношений, отсутствие склонности к рефлексии, преимущественный интерес к науке и технике.    Причины, вызывающие деформацию мужественности или женственности достаточно распространены в нашей жизни, и окружают нас повсюду, иногда с рождения: § изменение культурных и социальных ролей женщин и мужчин;
§ преобладание женского воспитания в семье и в школе;
§ развитие унисексуальной культуры.
   Эти же причины часто низводят сексуальную принадлежность человека к совершенно незначимым вещам, или к темам, упоминание которых считается в некоторых кругах дурным тоном. Сексизм, как понятие, стал возможным именно в наше время. Увязывание с полом качеств и способностей человека считается в современной цивилизации недостатком культуры и образования. Унисексуальность вышла за пределы взаимоотношений мужчины и женщины, и распространилась на деловые, культурные и политические отношения.    В деловом мире не принято замечать в женщине женщину, все имеют одно название - сотрудники. Часто женщина, чтобы стать конкурентно способной на рынке труда перенимает мужские черты поведения, постепенно низводя свою женственность к минимуму.     Деформации воспитания начинаются в неполных семьях, где мальчиков воспитывают женщины, а во множестве образовательных учреждений России, к примеру, есть туалеты для мальчиков, девочек и для сотрудников.    Когда женщина подчеркивает во время макияжа свою женственность и индивидуальность, но упускает этнический момент, то она упускает зачастую и момент своей женственности, который всегда связан с этничностью. Замечено, что космополиты (люди, лишенные чувства патриотизма, оторванные от интересов своей родины, чуждые своему народу, не считающие себя принадлежащими ни к какой национальности) связаны с унисексуальностью, что в свою очередь есть смешение поло-ролевого поведения.    Архетипические основы психики человека пропитаны формами коллективного бессознательного, являются результатом многовекового опыта наших предков. Их нельзя искусственно разорвать с этнической, поло-ролевой и религиозной историей человека.    Архетип женственности (анима) в разных этнических группах всегда имел определенный образ, связанный с образами веры отцов. В христианстве грим чаще всего не принимается, так как образ Матери Божьей и других библейских женщин грима не имеет. Но так как в наше время большинство людей имеют множественные этнические корни, уводящие нас в древнее язычество, то и влияние грима порой может оказывать самое действенное влияние.    Если мы подчеркиваем  в гриме этнические корни женщины, то мы можем пробудить в ней и архетип женщины. Если мы создаем  маску очень запечатлевающуюся, то она способна пробудить, установить связь с анимой, как у самой женщины, так и у мужчины, который с ней общается, но уже через непонятную пока нам связь. Возможно, причиной усиления отношений является раскрытие самой женственности в женщине, что вызывает ответную реакцию со стороны мужчин?    И подобный грим (который, чаще всего, может сделать только мужчина по наитию и интуитивной тяге к архетипу женственности) устраняет перекосы в развитии женщин, тяготеющих к маскулинности. Маскулинность  помогает ей быть успешной в бизнесе, побеждать в соперничестве. Но маскулинность отпугивает мужчин, знающих интуитивно, что такое архетипическая женственность, и они никогда не свяжут свою судьбу с такой женщиной. Да и сама женщина часто не может определить причину своего одиночества. Примером может послужить одна из моих клиенток, которая после одной маски через месяц вышла замуж за того мужчину, который уже много месяцев не мог решиться сделать ей предложение выйти за него.    Таким образом, в маске-гриме для маскулинных женщин следует увязывать женственность с этнически-религиозными корнями, и в этом русле подчеркивать ее архетипическую женственность. «Да ей тысячу лет!»- вот возглас женщины (голос этноса, голос предков), который я однажды услышал от женщины в подобном гриме. Одним из условий  хорошего грима есть более чем хорошее отношение к женщине самого психотерапевта, а в самом гриме он должен выразить свое отношение к той недостижимой  для мужчины женственности, о которой мужчина может мечтать и стремиться всю жизнь. Возможно, именно по этой причине я не могу сделать грим мужчине, предлагая сделать эту работу психологу-женщине. Она, в свою очередь, создает маску анимуса, подчеркивая тем самым архетипическую мужественность, и руководствуясь своим чисто женским интуитивным чутьем и знанием, что такое мужчина.    Грим  в маскотерапии, при разных своих видах применения, может провести человека по всем этапам развития личности: начиная от осознания своего тела, через лучшее понимание своей животной природы и осознание древних архаических корней, через понимание поло-ролевой идентичности и особенностей индивидуальности, до лучшего понимания основ личности, способностей и даже смыслов жизни.    Последние два этапа мало достижимы, и требуют от психотерапевта помимо знания искусства грима, знаний иных. Но средний этап наиболее посилен для грима, и может значительно усилить идентичный этап в психотерапевтическом портретировании, или выступить как самодостаточная техника. Примером может стать случай с нашим клиентам, когда за три сеанса, одним из которых был грим, он определился в отношениях к себе как к мужчине (понял себя лучше, свое тело),  так и в отношениях к женщинам (возобновил отношения с той женщиной, к которой питал истинные чувства, а не выбирал ее как самку по формам тела).    Мы видим, что грим соответствует 3-му уровню развития портрета (этно-поло-ролевому), способствует познанию своих базовых архетипов (Анима, Анимус), отстраняет от унисексуальности, способствуя развитию поло-ролевых отношений, делая их архетипически сильными, выводя далеко за пределы сознания, затрагивая природные силы человека (не путать с природными, телесными), и приводит к здоровым чувствам между полами, помогает определиться в поло-ролевом поведении, создать устойчивые гетеросексуальные пары.   На примере Юли, одной из моих талантливых коллег, можно проиллюстрировать, что именно должен подчеркнуть мужчина-психотерапевт, создавая маску-грим, и желая подчеркнуть и усилить в женщине женственность, дабы она могла в дальнейшем руководствоваться этой своей сущностью, как в своем отношении к миру и к мужчинам, так и в своем поведении.   Юля, таким образом, изобразила две субличности, которые были заметны для нее в собственном сознании. Если мужской образ соответствует Анимусу, то женский - Аниме. Изображая в гиперболизированном виде с помощью грима образ анимы на Юлином лице, мы можем в ее жизни подчеркнуть именно эту сущность ее души, убеждая ее в значимости именно этого архетипа в ее жизни, делая его доминирующим  на некоторое время, или на всю жизнь. Этнические корни уходят на тысячи лет в дохристианский мир, и они еще живы, они связаны в человеке с поло-ролевым поведением. С затуханием этнического, затухает и поло-ролевое. Точнее говорить, что чаще всего мы имеем дело не с затуханием, а с затуманиванием, закрытием от человека его истинной природы, этно-половой памяти, что проявляется в поведении и во внешности, в унисексуальности. А унисексуальность в свою очередь отражается на рождаемости. Чисто женское воспитание, воспитание в неполных семьях затуманивает половое развитие, космополитизм портит этническое воспитание, а то и другое уничтожает цивилизацию, так как сводит поло-ролевое поведение к унисексуальному, что, в свою очередь, сводит рождаемость к нулю. Я влюбился в первую маску, которую сделал женщине еще лет десять тому назад, потом во вторую, в третью… Что это было, подумал я потом? Это воплощение моей анимы! А они (клиентки) выходили тут же замуж, так как их анима пробуждалась, и пробуждалось архетипическое женское начало. Я (мужчина), создавая свой образ архетипа женщины из своей творческой памяти предков, из своего представления о масках древних истинных женщинах, жрицах Богини-Матери прикоснулся к образу анимы в себе и в них, так как многие архетипы вездесущи…. Первую маску я сделал деловой молодой женщине, за деловитостью которой я распознал клокочущую женственность и яркую этничность, которую она камуфлировала под современную примитивность деловой современной офисной работницы, помощниц шефа. И эта женственность увлекла не только мою душу, но и ее, упорядочив ее отношения с мужчинами. Вторая маска была сделана даме, желавшей трудолюбием преодолеть проблемы женственности. Третья - уникальной женщине, но руководитель, деловая леди, поставившая свою женственность под контроль карьеры и логики. Она именно и распознала за своей маской женщину в 1000 лет. Женщина берет роль мужчины, как в бизнесе, так и в семье, и не только старшая женщина, но и дочь взять такую роль может, если родители престарелые, или инвалиды. Григорий Потоцкий, будучи скульптором, возвращает женщине женственность через изображение ее тела белым по белому, тем самым, пробуждая в ней животный инстинкт. Я же в маске пробуждаю в женщине этнически-половое, т. е. более человеческие силы. Предполагается, что архетип вполне может быть выражен в символах маски-лица, в том числе  Анима и Анимус, как и любая другая субличность. При некотором разнообразии архетипы женственности и мужественности, как и внешние признаки (символы) имеют и универсальные признаки-символы, доступные интуиции всех этносов. Если женщина желает замуж, и в ней уже где-то в душе клокочет архетип Матери, великой женственности, но рамками культуры, воспитания, моды она зажата настолько, что не знает, как и не может проявить, а даже часто осознать активность архетипа. Если психотерапевт это наблюдает, то он воспроизводит маску архетипа на лице женщины, тем самым, являя его миру, соединяя его с сознанием женщины. Она живет несколько часов с этой маской, а потом же, найдя это «состояние бытия», осознает свою глубину души и жить с ним в реальном мире других сознаний и наблюдений, производит иное действие на потенциальных мужчин.   Статья написана 17 февраля 2006 г.   Кравченко Сергей, психолог-психотерапевт |
||||||||
Анимус и анима (от лат.
anima - душа)   архетипы. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус  исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это  мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима  женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая  вовнутрь. Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны души достаточно примитивны и недифференцированны, но вместе с тем в них заложен источник творческой силы. |
||||||||
Грим может применяться с
целью сместить восприятие личности по системе от центра в разные стороны (в прошлое, в будущее, в другие лица и сущности). Но здесь представлена работа, где личность смещается вглубь, к архетипам, решая задачи строительства личности, достройки того, что, возможно, не было в достаточной мере развито, или развито не в ту сторону.       В практике моих коллег утвердились понятия "разрушающий" и "созидающий" грим. Разрушающий грим уничтожает мнимую принадлежность личности  к другим личностям или сущностям, выводит человека из схемы прежнего восприятия себя. А утверждающий, созидающий грим подчеркивает, усиливает необходимые, но ранее незаметные субличности и сущности человека. |
||||||||
______________________________________
© С.А.Кравченко. 2006.
Последнее изменение: 19.03.2006. E-mail:  proroki2005@narod.ru |