Теории сновидений
       Провидцы
       Mаска-грим
    1. Анализ теории сновидений З. Фрейда.    1
    2.  Выводы и обобщения:    3
    3. Теория сновидений К. Г. Юнга.    3
    4. Выводы и обобщения:    6
    5. Экзистенциальный анализ сновидений.    7
    6. Выводы и обобщения:    8
    7. Определения понятий    8
    8. Литература:    9
 
 
   Анализ теории сновидений З. Фрейда.
   В работе «Толкование сновидений» (1890) Фрейд описал, каким образом сновидения
помогают психике защищать себя и достигать  чувства удовлетворения. «
Сновидение -
это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его
сознания без пробуждения физического тела» (Фрейджер, 2001, 54)
.
   Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности
сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность
сна.
   Деятельность сновидения - это в целом все процессы, которые преобразуют
необработанный материал сна, как то:
   ъ физические раздражители,
   ъ дневные переживания,
   ъ разного рода мечты,
с тем чтобы все это было воспроизведено в реальном сновидении. Сновидение само по
себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами,
стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения.
Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание.
Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям
бессознательного.
   Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни
человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения - это процессы:
   ъ сгущения
   ъ смещения (главное средство искажения сновидения)
   ъ отбора
   ъ искажения
   ъ трансформации
   ъ перестановки
   ъ перемещения и других модификаций первоначального желания.
   Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если
первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания.
В контексте психоанализа терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы
содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов. Индивидуальные
ассоциации, возникающие по поводу собственных сновидений, являются более
важными, чем любой предвзятый набор руководств по их толкованию. Не все
сновидения имеют сексуальное содержание или происходят от сексуальных
мотиваций. Сновидения не являются беспорядочными или случайными, а
представляют собой способ удовлетворения неосуществленных желаний.
   В 1932 году Фрейд написал ряд лекций, которые так и не были прочитаны, но в
которых он пересматривает теорию сновидений (2001,стр. 272.) Теория сновидений
способствовала тому, что психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к
глубинной психологии, но Фрейд никогда не скрывал, что изучал сновидения как
введение в теорию неврозов (Фрейд, 2001, с. 138), что и определило его взгляды.
Именно на сновидениях он доказывал правильность психоанализа, который
показывает, что симптомы какого-то случая невротического заболевания  имеют свой
смысл, служат какому-то намерению. Он поводил полную аналогию между
построением сновидений и невротических симптомов, и считал, что процесс
выздоровления аналогичен превращению спящего человека в бодрствующего и
здорового.
   Фрейд констатирует принципиальное различие между явным содержанием
сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью
сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Когда же путают
сновидение с его скрытыми  мыслями, то
сновидение может представлять все, что
содержат скрытые мысли
, и может быть заменено ими (т. е.,  намерением,
предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи
и т. д.).  Таким образом, бессознательная работа мышления человека (скрытые мысли)
не тождественна работе сновидения. Но именно из оценки скрытых мыслей сновидений
мы узнаем, что все эти сложные душевные процессы могут проходить бессознательно.
   Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают
как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению
еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками».
   Столкнувшись с проблемой аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей
теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является
исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения. «При
травматических неврозах все обстоит  по-другому, здесь сновидения постоянно
приводят к страху», и он не боится признать, «что в этом случае функция сновидения
не срабатывает» (Фрейд, 2001, с. 285).
   При всем этом констатирует, что
с помощью его метода можно толковать не все
сновидения
, «но столь многие, что это убеждает в пригодности метода». (2001, стр. 276).
   Бессознательное влечение и есть создатель сновидения, его движущая сила. «Как и
любое другое влечение, оно стремиться не к чему иному, как к своему собственному
удовлетворению… это и является смыслом всего сновидения». По мнению Фрейда в
любом сновидении влечение должно предстать как осуществление. Желаемое
удовлетворение влечения переживается галлюцинаторно как реальное. Скрытые мысли
сновидения драматизируются и иллюстрируются.
   Если раньше Фрейд настаивал, что сновидение есть исполнение желания, то с
учетом последних размышлений, он пришел к выводу, «что
сновидение является попыткой исполнения   желания» (2001, 286).
 
   В тридцатой лекции, которая названа «Сновидения и оккультизм», Фрейд считает, что
сновидения могут помочь в понимании такого явления как телепатия
   «Телепатией мы называем предполагаемый факт, когда событие, происходящее в
определенное время, примерно в то же время осознается отдаленным в пространстве
лицом, при этом известные нам способы сообщения нельзя принимать в расчет.
Молчаливой предпосылкой является то, что данное событие касается лица, к которому
другое лицо, принимающее известие, имеет сильный эмоциональный интерес» (2001,
289).
   Телепатический феномен имеет мало общего со сновидением, он может возникнуть и
в состоянии бодрствования. По мнению Фрейда, состояние сна все же кажется
особенно подходящим для приема телепатического послания. В телепатическом сне
телепатическое известие сыграет ту же  роль, что и любой другой остаток дневных
впечатлений. И как  таковое оно оказывается измененным в результате работы
сновидения, подчинившись ее тенденции.
   Фрейд приводит пример сновидения, благодаря которому «явно интеллектуальный
человек без малейших  оккультных наклонностей» смог узнать о рождении близнецов у
его дочери, которая проживала далеко от него, за сутки до того, как пришла телеграмма
с сообщением об этом событии.
   «Толкование сновидения показало нам, что это сновидение телепатическое,
психоанализ вскрыл телепатические факты, которые мы иначе не смогли бы узнать» (с.
291). Фрейд убежден, что не сновидение дает нам какие-то знания о телепатии, а
толкование сновидения, психоаналитическая обработка, и что применение
психоанализа «прольет некоторый свет на другие факты, называемые оккультизмом»
(291). По его мнению,
феномен индукции, или передачи мыслей, весьма близкий к
телепатии, и означает, что «душевные процессы одного лица, его представления,
состояния возбуждения, волевые побуждения могут передаваться сквозь свободное
пространство другому лицу без использования известных способов сообщения
словами и знаками» (291-292). Фрейд сообщает, что при лечении пациентов
психоаналитическим методом у него сложилось впечатление, что «занятия
профессиональных
предсказателей таят в себе благоприятную возможность особенно
безупречного наблюдения
за передачей мыслей» (292).
   Фрейд «собрал целый ряд таких пророчеств и из всех них вынес впечатление, что
предсказатель выразил только мысли обратившихся к нему лиц и особенно их
тайные желания,
так что справедливо было бы проанализировать такие пророчества,
как если бы они являлись субъективными продуктами, фантазиями или сновидениями
этих лиц» (с. 293). Конечно не все случаи одинаково доказательны, но «очень велика
вероятность действительной передачи мыслей» (с. 293).
   Фрейд приводит еще несколько примеров из собственной практики, анализируя все
за и против, и признается, «что, по-моему, чаша весов и здесь склоняется в пользу
передачи мыслей» (с. 300). И он не единственный из аналитиков, кому приходилось
переживать такие «оккультные» случаи в аналитической ситуации. В 1926 году Елена
Дейч «опубликовала подобные наблюдения и изучала их обусловленность
отношениями перенесения между пациентом и аналитиком» (с. 300).
   Фрейд считает, что объективное отношение к возможности передачи мыслей, а
вместе с тем и телепатии, возможно с помощью психоанализа. Впервые Фрейд
столкнулся с ними в начале 20-х годов и «испытал страх пред угрозой нашему
научному мировоззрению». Через десять лет (в 1932 году) он уже думал по-другому, и
считал, что передача мыслей благоприятствует распространению научного образа
мышления на столь трудно постижимую духовную область. «Ведь телепатический
процесс, должно быть, в том и заключается, что какой-то психический акт одного лица
возбуждает тождественный психический акт у другого лица» (с. 301). Фрейд
предполагал, что та сущность, что лежит между обоими психическими актами, легко
может быть физическим процессом, и тогда аналогия с телефоном была бы
несомненной. Он позволяет себе помечтать о том, что бы было, «если бы можно было
бы овладеть этим физическим эквивалентом психического акта». Включив
бессознательное между физическим и тем, что называется «психическим,
психоанализ подготовил почву для предположения таких процессов, как
телепатия
» (с. 301).
   Мысли Фрейда естественно уходят на феномены осуществления общей воли в
больших колониях насекомых. «Возможно, это происходит путем подобной прямой
психической передачи» (с. 301). Тогда можно предположить, что это первоначальный,
архаический путь коммуникации между отдельными существами, который существует
наряду с другими средствами сообщения при помощи знаков, воспринимаемых
органами чувств. В страстно возбужденных массах, или при других условиях, это
древнее средство выступает на первый план.
   Фрейд предполагает, что телепатия, несмотря на ее трудную доказуемость, может
являться довольно распространенным феноменом, в том числе и в душевной жизни
ребенка.
 
Выводы и обобщения:
   1. В течение жизни точка зрения Фрейда на сновидение менялась. Если вначале он
был убежден, что почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное
желание (способ удовлетворения неосуществленного желания), то в последствии он
уточняет, что сновидение является попыткой исполнения желания.
   2. Если вначале Фрейд убежден, что «почти каждое» сновидение может быть понято
с помощью его метода, то потом он уточняет, что с помощью его метода можно
толковать «не все» сновидения.
   3. Вначале Фрейд считал, что создателем сновидения является бессознательное
влечение, которое стремиться к  своему собственному удовлетворению и это является
смыслом всего сновидения. Потом он добавляет, что состояние сна кажется особенно
подходящим для приема телепатического послания, тем самым, расширяя список
«материала» сновидения, придает ему дополнительную функцию и дополнительный
энергетический источник.
   4. Фрейд убежден, что именно психоанализ вскрыл телепатические факты при
толковании сновидений, тем самым, подготовив почву для предположения таких
процессов как телепатия.
   5. По мнению Фрейда занятия профессиональных предсказателей таят благоприятную
возможность наблюдения за передачей мыслей.
   6. Он также считает пророчества профессиональных предсказателей ни чем иным как
выражением мыслей, обратившихся к ним лиц, и особенно их тайных желаний, тем
самым, сводя предчувствие (предсказание) к телепатическим феноменам.
   7. Особую роль в телепатических феноменах, как между отдельными людьми, так и в
страстно возбужденных массах, Фрейд отводит эмоциональному фактору. В теории
сновидений аффективные переживания во время сна (особенно чувство страха)
разрушают незыблемую основную функцию сновидения - попытку исполнения желания.
 
 
  Теория сновидений К. Г. Юнга.
   По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в
психике
(Фрейджер Р., Фрейдимер Д., 2001, 99). «Общая функция снов - попытаться
восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который
восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие» (Jung,
1964, р.50).
   Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить
посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя
внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение
символов сна и при  этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия
к свободным ассоциациям в анализе сновидений.
   Для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон
связан с символами, имеющими более одного значения. Анализ сна должен
предприниматься с учетом аттитюдов, опыта и биографии сновидца. Помощь аналитика
важна, но в итоге только сновидец может знать, что означает сон. «Образ является
сконцентрированным выражением психической ситуации, не единственным  и даже не
преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного (Юнг, 1921, р.
442).
   Джереми Тейлор (Jeremy Taylor), признанный авторитет в юнгианской теории
сновидений, постулирует основные предположения относительно снов (1992, р. 11):
   1. Все сны служат здоровью и целостности.
   2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.
   3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что
означает сон.
   4. Не бывает сна только с одним значением.
   5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.
   Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта
извлечения опыта из материала сна и принятия этого материала всерьез. Сны следует
рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие из
бессознательного.
Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и
бессознательным как важный шаг их интеграции
(Singer, 1972, p. 283). 
   В неспособности интегрировать сознание и бессознательное, которые
комплиментарны по своей природе, кроется
причина психических заболеваний. Для
достижения нормального состояния развития психотерапевт должен использовать
архетипы коллективного бессознательного, которые воплощаются в некие видимые
формы. Эти архетипы могут быть выявлены в процессе анализа сновидений и их
интерпретации.
   На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит
амплификацию, «направленные
ассоциации он использует для выявления символов и мотивов бессознательного, для
того, чтобы раскрыть значение сновидения и понять проблему пациента» (Сахакиан,
2000, с. 106-107).
   Утраченная гармония между сознанием и бессознательным может быть
восстановлена с помощью сновидений
. Они приносят воспоминания, инсайты,
переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные
элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ
сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.
   В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития
внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана,
ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс
спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом
индивидуации.
   Толкование сновидений невыполнимо без знаний мифологии и фольклора, без
понимания психологии древности и примитивных народов, а также религий. Это
помогает выделить сущностный момент процесса индивидуации, который лежит в
основе психологической компенсации.
   Юнг разделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или как мы можем
сказать, на важные, средние и незначительные сновидения.
   «Маленький» сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и
личной сферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так как
отражают ежедневные флуктуации психического баланса.
   В «средних» сновидениях можно выделить структуру, сходную со строением драмы:
описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение или результат.
Сущность сновидческих действий заключается в некоторой компенсации
односторонности, ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции.
Юнг считает, что многие люди «склонны поддаваться предрассудку о том, что
сновидения преследуют некие моральные цели, что они предостерегают, порицают,
утешают, предсказывают будущее» (Сахакиан, 2000, с.127). В этот период своего
творчества он призывает не переоценивать бессознательное, так как это может
привести к ухудшению процесса принятия сознательных решений. Бессознательная
функция действует успешно когда выполняет требования сознания в ограниченном
количестве. Сновидение может помочь там, где в этом есть необходимость, или
подсказать решение тогда, когда наши усилия потерпели полный провал, но
бессознательное не занимает доминирующей позиции по сравнению с сознанием.
   «Большие» (важные) смысловые сны часто помнятся всю жизнь и отказывают
большое влияние на психический опыт. Они содержат символические образы, которые
мы встречаем на протяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к
процессу индивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы,
которые Юнг обозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы и
группы образов, которые встречались не только везде и во все времена, но и в
индивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнг
убежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже время
личностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна
(Сахакиан, 2000, с. 123).
   «Большое», несущее смысл сновидение поднимается с глубинного уровня
коллективного бессознательного, сохраняя свое значение, отличающееся от
субъективного выражения, которое оно использует, благодаря пластичности форм.
Такие сновидения чаще встречаются в критические моменты жизни. «Этот
архетипический продукт не связан с личным опытом, а связан с основной идеей, чей
смысл заложен внутри нее, а не в личном опыте и личных ассоциациях» (Jung C. G., On
the Nature of Dreams, The Structure and Dynamics of the Psyche, pp. 288-296).
   Некоторые сновидения могут быть осмыслены только с помощью мифологии, когда
становится понятно, что мы столкнулись с коллективной эмоцией, типичной ситуацией,
полной аффекта, которая не пришла напрямую из личного опыта. Это может быть
универсальная проблема, которая, появившись в чьем-то субъективном мире, вывела
себя в сознание сновидца как объективную.
   Силы бессознательного могут взять верх на «маской» человека, в форме
архетипического сновидения. Сновидение использует коллективные образы и фигуры,
потому что выражает извечные человеческие проблемы, которые повторяются
бесконечное число раз, и не связаны с нарушением только индивидуального
равновесия.
   Универсальные законы человеческой судьбы разбивают цели, ожидания, взгляды,
принадлежащие личному сознанию. Эти размышления связаны со смыслами
«больших» сновидений, с процессом реализации той части личности, которая еще не
воплотилась, а находится в процессе становления.
   Итак,
сны создают важные компенсации. Они не очевидны и не понятны. Сны -
это природная случайность, а природа не склонна приспосабливаться к человеческому
сознанию. Мы можем усилить эффект компенсации, поняв сновидение, и это
необходимо, поскольку голос бессознательного так легко становится неслышным.
 
   В 1957 году Юнг прочел лекцию «о синхронистичности» и в этом же году опубликовал
одноименную работу. В этой работе компенсаторная функция сновидений не
упоминается, но образы сновидений встраиваются в такой ряд событий, который
невозможно объяснить с  точки зрения причинности. Приводя пример такого ряда из
шести событий, где ключевым образом является «рыба» (и сновидение с образом рыбы
в том числе), Юнг все же считает эту группу событий
совпадением. Приводя еще один
случай
совпадений, он пишет, что «иногда трудно отделаться от впечатления, что
имеет место
предчувствие наступления серии определенных событий» (Юнг,1997,
с.182).
Особо возникает вопрос: что побуждает человека запоминать то первое
событие, которое создает основу серии случайных событий.
   «Чем больше нагромождается «предвиденных» деталей события, тем сильнее
впечатление существования предчувствия, и тем невероятнее кажется случайность»
(Юнг,1997, с.182). Следующий пример особенно ценен тем, что иллюстрирует
совпадение сновидения и события в бодрствующем состоянии, которое произошло с
другом Юнга, когда он узнал город из своего сна. «Он нашел и площадь, и собор,
которые точно соответствовали тем, что приснились ему.…  Не успел он повернуть за
угол, как на самом деле увидел карету, запряженную двумя булаными лошадьми»
(Юнг,1997, с.183).
   Юнг обнаружил, что «ощущение уже виденного»  (sentiment du deja-vu)  в большом
количестве случаев основывается на
предчувствии во время сна (это предчувствие
может посетить и во время бодрствования).  «В таких случаях простая случайность
становится крайне маловероятной, потому что совпадение известно заранее. Оно
утрачивает свой случайный характер не только психологически и субъективно, но и
объективно, поскольку накопление совпадающих деталей неизмеримо уменьшает
вероятность случайности, как определяющего фактора» (Юнг,1997, с.183). Если в
данных случаях неуместно говорить о «случайности» происходящего, то это уж вопрос
«смыслового совпадения».  «Как правило, его объясняют предчувствием - иными
словами, предвидением» (Юнг,1997, с.183). Можно говорить и о ясновидении,
телепатии и т. п., но это, по мнению Юнга,  «не научные концепции, которые могут
считаться формулировкой принципа, ибо никому еще не удалось построить причинный
мост между элементами, образующими «смысловое совпадение» (Юнг,1997, с.183).
Так как причинное объяснение невозможно дать, то остается назвать эти «невероятные
происшествия беспричинной природы» «смысловыми совпадениями». 
   Опираясь на эксперименты Д. Б. Райна  («карты Зенера»), Юнг считает, что
психе
может преодолевать пространственный фактор, а  временной фактор может
стать психически относительным.
Концепция энергии здесь неуместна, не годится
также и закон причинности.
   Пример Юнга о своей пациентке, которая накануне увидела во сне золотого скарабея,
и он потом влетел в окно во время сеанса психотерапии, еще раз ярко демонстрирует
роль сновидений в смысловых совпадениях. Юнг считает, что эта история «не более
чем парадигма бесчисленных случаев «смысловых совпадений», которые
наблюдались» не только им, «но и многими другими, и обильно задокументированы».
   Далее я привожу обширную цитату, где Юнг классифицирует все случаи «смыслового
совпадения».
«Они включают в себя все, что относится к категории ясновидения,
телепатии и т. д., от подтвержденного очевидцами видения Сведеборгом большого
пожара в Стокгольме до недавнего рассказа маршала авиации сэра Виктора Годара о
сновидении неизвестного офицера, в котором была предсказана действительно
имевшая впоследствии место авария самолета Годара.
   Все упомянутые мною феномены можно разделить на три категории:
   1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого
состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому
состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается
причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором,
учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не
может и быть.
   2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим
более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами
восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно
только впоследствии (например, стокгольмский пожар).
   3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим
будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого
тоже может быть установлена только впоследствии.
   События групп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему
известны, если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти
события "синхронистическими", что не следует путать с "синхронными"  (Юнг,1997,
с.187).
   Если между параллельными событиями нельзя проследить никакой причинной связи ,
и единственной заметной и доказуемой связью между ними является общность смысла
или эквивалентность, то это также есть основа древней теории соответствия «высшей
точкой, а заодно и временным концом которой стала идея Лейбница о заранее
установленной гармонии» (Юнг,1997, с.192). Синхронистичность - это, по мнению Юнга
современный и модернизированный вариант устаревшей
концепции соответствия,
взаимопонимания и гармонии
, который основан на эмпирических ощущениях и
экспериментах.
   Интересующие нас «синхронистические феномены доказывают возможность
одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг
с другом процессов; иными словами, они доказывают, что
воспринятое
наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено
каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи
. Из этого
следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно
(связано) с психе. То же самое относится к временному (темпоральному) определению
психе и к психической относительности времени» (Юнг,1997, с.192).
   В дополнение к вышесказанному Юнг предполагает, «что психический фактор,
который модифицирует или даже  исключает принципы, лежащие в основе
мировоззрения физика, связан с эмоциональным состоянием субъекта» (Юнг,1997,
с.185).
 
   Выводы и обобщения:
   1. Юнг разграничил сны на три группы: больше смысловые (важные), средние и
маленькие (незначительные). Большие смысловые сны содержат символические
образы (архетипы), относящиеся к процессу индивидуации, и оказывают большое
влияние на психический опыт, так как архетипический продукт не связан с личным
опытом.
   2. Сны для Юнга - живая реальность и они играют дополнительную (компенсаторную)
роль в психике, восстанавливая общее психическое равновесие, открывают новые пути
выхода из тупика.
   3. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, что
способствует психическому здоровью и восстановлению утраченной гармонии.
   4. На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, и только
сновидец  может знать, что означает сон.
   5. Уникальная и субъективная психика человека в глубине своей коллективна и
объективна.
   6. Архетипические сновидения могут выразить коллективные образы извечных
человеческих проблем, и они не связаны с нарушением только индивидуального
равновесия.
   7. «Ощущение уже виденного» часто основывается на предчувствии во время сна.
   8. При «смысловом совпадении» не прослеживается причинная связь между
психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую
относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.
   9. Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной
эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов.
   10. Архетипические сновидения содержат аффективные переживания, а психический
фактор, исключающий ньютоно-картезианское мировоззрение, связан с эмоциональным
состоянием субъекта.
 
   Экзистенциальный анализ сновидений.
   О сновидениях писал Босс (1958) и Бинсвангер (1968). Они «преуспели в
сбрасывании с себя одеяний сложного аппарата фрейдовской и юнговской теории,
несмотря на то, что были квалифицированными аналитиками и много лет практиковали»
(Холл, Линдсей, 1999, с. 264).
   Еще в 1938 г. Босс показал, что сновидения пациентов-шизофреников становятся
более открытыми (менее замаскированными и символизированными) по мере
ухудшения состояния и становятся более символическими по мере улучшения.
Став экзистенциалистом, Босс отвергает концепцию символизма, равно как и другие
фрейдовские механизмы и интерпретации. Сон - еще один модус бытия-в-мире.
Составляющие  сна следует принимать в их собственном смысле и содержании, как
они чувствуются в проживании сновидца. Сон и бодрствование - не абсолютно
различные сферы существования. Фактически способ существования человека,
выраженный в сновидении, часто дублирует модус существования в бодрствовании.
Это проиллюстрировано драматической серией из 823 отчетов пациента о своих
сновидениях за три года терапии. (Boss, 1958, с. 113-117).
   Почему, если сны и жизнь в бодрствовании столь гомологичны, необходимо
принимать сны во внимание?
Сны часто высвечивают те реальности
человеческого мира, о котором сновидец не знает в бодрствовании
.
   Босс отвергает весь набор желаний, механизмов, архетипов, компенсаций и масок,
которые психоаналитик включает в толкование сновидений. Интерпретировать
поведение - во сне ли, в бодрствовании - как результат драйвов или инстинктов,
означает рассматривать людей как управляемых их внутренними и внешними силами
наподобие других объектов, что экзистенциальной психологией отвергается. Она
возражает и против переноса из естественной науки в психологию принципа
причинности. «В человеческом существовании нет причинно-следственных отношений. 
В основном есть лишь последовательность поведенческих событий, но недопустимо из
последовательности выводить причинность» (
Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер, 1999,
с. 263).
Экзистенциальная психология отвергает каузальность, позитивизм,
детерминизм и материализм. Психология не походит на другие науки, и должна иметь
собственный метод - феноменологию - и собственные понятия - бытие-в-мире, модусы
существования, свобода, ответственность, становление, трансценденция,
пространственность, темпоральность - и многие другие, взятые из онтологии Хайдеггера.
На место понятия «каузальность» ставится понятие «мотивация». Мотивация всегда
предполагает понимание (верное или неверное) отношений между причиной и
следствием.
   Хотя Босс обходится без символов, он говорит, что объект сновидения может иметь
для сновидца разное значение, и включаться в различные системы отношений. Вместо
свободных ассоциаций  (Фрейд) или амплификации (Юнг) экзистенциальный аналитик
задает сновидцу вопросы, что позволяет более ясно и открыто увидеть значение сна в
соответствии с бодрствующей жизнью. Пациент обретает ценные инсайты, касающиеся
бытия-в-мире. Свободное использование этих инсайтов способствует построению более
здорового Dasain (бытие-в-мире).
   Сны не скрывают экзистенции, они - ее откровение. Их экзистенциальный 
смысл явен, его не надо искать в гипотетической «закадровой» латентной
содержательной работе. «
Феномены сна, таким образом, всегда лишь то, чем они
являются
; они всегда раскрытие, девуалирование и никогда - сокрытие и
вуалирование психического содержания» (Boss, 1958, с. 262).
  
    Выводы и обобщения:
   1. М. Босс открыл зависимость между психическим заболеванием и символичностью
сновидений. Сновидения становятся более замаскированные и символические по мере
улучшения психического здоровья.
   2. Способ существования человека, выраженный в сновидении, часто дублирует
модусы существования в бодрствовании, но сны часто высвечивают те реальности
человеческого мира, о которых сновидец не знает в бодрствовании.
   3. Экзистенциальная психология отвергает принцип причинности и  обращает
основное внимание лишь на поведенческие события, вводит свой -
феноменологический - метод.
   4. Для феноменолога реально то, что может быть увидено или прожито. Истина
раскрывается в самих феноменах.
   5. Изучать - значит видеть без каких-либо гипотез или предвзятостей.
   6. Ассоциации (Фрейд) или амплификации (Юнг) заменяются вопросами аналитика,
которые позволяют, в результате инсайтов пациента, определить значение сна в
соответствии с бодрствующей жизнью, и построить более здоровое бытие-в-мире.
   7. Сны - откровение экзистенции, феномены сна - всего лишь то, чем они являются,
они раскрывают психическое содержание.
 
   Анализ сновидений в гештальттерапии
   «В своей  работе гештальтерапевты немало внимания уделяют снам
пациента, используя их для большего раскрытия личности. По их мнению,
сны человека отображают различные фрагменты его личности. При
проигрывании отдельных отрывков сна, через его переживание возможно
определить скрытый смысл, не прибегаа при этом к анализу и
интерпретации, как это делают психоаналитики» (Яровицкий, 2004, 319).

...
  
Возможны рассмотрения сновидений и в следующих теориях:
  1. Смысл сновидений в индивидуальной психологии А.Адлера.
    2. Онтопсихологический анализ сновидений А.Менегетти.
    3. Современные подходы к анализу сновидений.
    Активное воображение и сновидение.
    4. Структурно-семиотический подход Ж.Лакана.
    5. Системный подход А.А.Гостева.
...
   Определения понятий
 
   Амплификация (от лат. amplificatio - распространение, расширение).
Аналитическая техника, разработанная К. Г. Юнгом, которая представляет собой работу
со сновидениями в бодрствующем состоянии. Прообразом этого процесса служит
стилистическая фигура, состоящая из нанизанных друг на друга синонимических
определений, сравнений, образных выражений, с целью усиления выразительности
высказывания.
Содержание снов осмысливается за счет свободных ассоциаций и
через их мифологическое толкование. Происходит сравнение отдельных мотивов сна
индивида с аналогичными по смыслу произведениями литературы (саги, мифы),
живописи, традиционными символами. Предполагается, что при применении этой
техники происходит развитие личности благодаря осознанию той части души, которая
была до сих пор скрыта. Расширение сознания индивида и его упорядочивание
происходит именно в этом контексте смыслов сна. Противоположна методу З. Фрейда
«редукции к первичным фигурам» («reductio in primam figuram») (Кондаков, 2003, с.22).
 
   Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть). Форма эмоций,
характеризующаяся чаще всего бурным и кратковременным развитием. Возникает в
критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных
ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими
проявлениями, приводя к затормаживанию или нарушению всех других психических
процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих
реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы
(страх, гнев), которые могут запускаться без достаточного осознания вызвавших
реакцию причин, при столкновении даже с отдаленными элементами ситуации,
спровоцировавшей аффект первоначально (Кондаков, 2003, с.37).
 
   Индивидуация (от лат. individuum - неделимое). Теоретический конструкт
аналитической психологии К. Г. Юнга, который выражает собой человеческое развитие
на основе интеграции сознательного и бессознательного опыта. Начиная с детского
возраста, когда индивидуальность ребенка еще неотделима от семейного окружения,
индивидуация может продолжаться всю жизнь, достигая, как правило, особого
драматизма к 35 годам жизни («возраст поворота жизни»), когда человек должен
оставить все то, что принадлежало ему в первой половине его жизни. За счет особой
переработки неосознаваемое до сих пор содержание личного или коллективного
бессознательного (архетипы, комплексы) включается в душевную организацию как
особая ценность. В результате этого «Я» индивида начинает ориентироваться не на
внешний мир, а на  Самость. Но вместе с тем из-за смены точки отсчета возможны
невротические срывы. Такая индивидуация может осуществляться как спонтанно, так и
при содействии психотерапевта. В качестве средств, способствующих индивидуации, в
аналитической психологии используется синтетико-герменевтическая терапия, а также
формообразующая терапия, опирающаяся на активное фантазирование и
толкование
сновидений
(Кондаков, 2003, с.143-144).
 
   Инсайт (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, от нем. die
Einsicht - познание, достижение, результат (исследования)). Понятие инсайт введено в
гештальт-психологию В. Келером в 1925 г.
   Интеллектуальный процесс, проявляющийся во внезапном усмотрении сути
проблемной ситуации. В рамках философии сложилась традиция трактовать инсайт как
акт непосредственного познания, в котором не используется логический анализ. В
данном ключе могут быть проинтерпретированы «ясные и отчетливые идеи» Р. Декарта,
«постижение Бога» Ф. Аквинского, «априорные синтетические формы рассудка» И.
Канта, «интуиции» А. Бергсона и пр. (Роговин М.  Инсайт//Филсофская энциклопедия: в
5-ти тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Т.2.). После обнаружения  этого феномена
на человекообразных обезьянах В. Келером это понятие использовалось К. Дункером и
М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, когда решение
достигается не в результате анализа, а путем постижения целого, т. е. на основе
реорганизации и реструктуризации психологического поля. Так, по определению К.
Дункера, само мышление является процессом, который посредством инсайта
(понимания) проблемной ситуации приводит к  адекватным ответным действиям (Дункер
К. Психология продуктивного (творческого) мышления//Психология мышления / Под
ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965). Литература. Келер В. Исследование
интеллекта человекообразных обезьян. М., 1930; Брушлинский А. В. Субъект:
мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996.
 
   Литература:
 
1.    Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПб.:
«прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. 512 с.
 
2.    Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./ Ред. и сост. У.
С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 624 с.
 
3.    Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.
 
4.    Фрейджер Р., Фрейдимер Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.:
прайм-    ЕВРОЗНАК, 2001. - 864 с.
 
5.    Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. -
М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 592 с.
 
6.    Юнг К. Г. Синхронитстичность. Сборник. Пер. с англ., - М., «Рефл-бук», К.:
«Ваклер», 1997 - 320 с.
 
7.    Boss, M. The analysis of dreams. New York: Philosophical Library, 1958.
 
8.    Jung, C. G. Psychological types. In Colleeted works (Vol. 6). (Originally published,
1921.)
 
9.    Jung C. G., On the Nature of Dreams, The Structure and Dynamics of the Psyche, pp.
288-296
 
10.    Jung, C. G. (Ed.). (1964). Man and his simbols. New York: Doubledey.
 
11.    Singer, J.
(1972). Boundaries of the soul: The practice of June's psychology. New
York: Doubledey.
 
12.    Taylor, J. (1992). Where people fly and water runs uphill: Using dreams to tap the
wisdom of the unconscion. New York: Warner Books.
 
 
С. А. Кравченко
18 декабря 2003 г.
Фрейд Зигмунд (6.05.1856 –
23.09.1939) — австрийский психолог,
психиатр и невропатолог, создатель
психоанализа. Первоначально
проводил исследования по
анатомии и физиологии нервной
системы. С 80–х гг. ХIХ в. работал в
области практической медицины.
Вместе с И. Брейером опубликовал
в 90–х гг. работы о происхождении
истерии и о гипнозе. В дальнейшем
отказался от применения гипноза и
создал свой способ лечения
больных при помощи психоанализа,
основанном на толковании
ассоциаций, сновидений,
ошибочных действий больного. На
полученном материале создал
трехчленную структура личности
(сознание, предсознательное и
бессознательное) и опубликовал
работы „Толкование сновидений“
(1900), „Психопатология обыденной
жизни“ (1901), „Остроумие и его
отношение к бессознательному“
(1905) и др. В основе неврозов
усматривал наличие сексуальных
проблем, этот же лейтмотив был им
перенесен в область философии и
культуры: „Леонардо Да Винчи“
(1913), „Тотем и табу“ (1913). В 20–х
гг. уточнил свою концепцию, в
результате чего структура личности
была представлена инстанциями Я
(Ego), Оно (Id) и Сверх–Я
(Super–Ego).
Юнг Карл Густав (26.07.1875 –
6.06.1961) — швейцарский
психолог и психиатр. В 1906–1913
гг. работал с З. Фрейдом, в
дальнейшем отошел от
классического психоанализа.
Создал собственную
аналитическую психологию,
основанную на анализе — при
использовании аналогий из
мифологии — сновидений, бреда,
шизофренических расстройств. В
результате многолетних
клинических пришел к
заключению, что в психике
человека существенную роль
играет не только индивидуальное,
но также и коллективное
бессознательное, содержание
которого представлено
архетипами, унаследованными от
предков. Центральное место
занимает архетип самости
(Selbst). Предложил типологию
характеров на основе двух
признаков: по
ориентированности установки
(экстраверсия — интроверсия) и
по доминирующей функции
(мышление, чувство, ощущение
или интуиция). Разработал
методику ассоциативного
эксперимента.
Бинсвангер Людвиг (13.04.1881
– 5.02.1966) — швейцарский
психиатр и философ. Родился в
семье врачей. Получил
медицинское образование в
Лозанне, Гейдельберге. Работал
ассистентом у Э. Блейлера и К.Г.
Юнга. В 1907 г. примкнул к
психоанализу. Был в дружеских
отношениях с З. Фрейдом. С 1911 по
1956 г. руководил клиникой
Белльвью в Кройцлингене.
Президент швейцарского
психоаналитического общества
(1910). Одним из первых стал
применять психоанализ. В
дальнейшем отошел от него. В 1927г. 
разработал "экзистенциальный
анализ", основанный на идеях
Хайдеггера. По его представлениям,
если человек перестает быть
открытым будущему, то начинает
объяснять все происходящее с ним
детерминированностью прошлыми
событиями, а не своим активным
выбором. Психические отклонения
являются выражением потери
готовности к выбору. Психотерапия
должна помочь пациенту увидеть
альтернативы и сделать личностный
выбор.
______________________________________
© С.А.Кравченко. 2006.
Последнее изменение: 19.03.2006.
E-mail:  proroki2005@narod.ru


Хостинг от uCoz
Рейтинг@Mail.ru